Мастер-класс по ювелирному искусству литье с камнями

Краткое содержание:

Мастер-класс по ювелирному искусству: литье с камнями

Литье по выплавляемым моделям применяют очень многие ювелиры, скульпторы, и многие другие мастеровые.

Закрепление вставок, то есть синтетических или природных камней в отлитом и обработанном изделии, занимает довольно много времени, и является кропотливой и тонкой работой. Неудачи и ошибки на этой стадии, как правило, полностью портят почти готовую работу. Причем работу, в которую уже вложено немало времени и материалов на отливку.

Один из способов облегчить закрепку камней — закрепить их в восковой модели до отливки. Конечно, далеко не все камни можно крепить в воск. Осадочные по происхождению породы (малахит, халцедоны, опалы) гарантированно будут уничтожены при прокалке. Трещиноватые (берилл например), тоже не перенесут прокалки и огневого удара расплавленным металлом. Скажу наоборот — в условиях, типичных для читающих этот материал, закреплять в воск стоит только синтетические вставки — фианит, кубик циркония, корунд (рубин, сапфир). Они недорого стоят, а технология их изготовления предусматривает в полтора раза большую температуру, чем у расплавленного серебра.

Как делать литье! Эффект литья, без фольги!!! Прямой эфир от 28.01.2020

На ювелирных форумах закрепке в воск посвящено много тем, не меньше докладов читается на тематических конференциях.

Нижеизложенное — скромный опыт автора, основанный на изучении огромного объема литературы по теме и своем скромном опыте.

Сначала делаю восковую модель. Это простое колечко в стиле модерн в виде двух веточек.

Затем под каждый камень нужно просверлить сквозное отверстие в воске. Оно нужно для того, чтобы формомасса смогла попасть на заднюю часть камня и он остался на месте после того, как выплавится и выгорит воск. Для сверления воска не надо никакого усилия, поэтому сверло удобно крутить просто пальцами. Под 3 мм камни беру 2 мм сверло.

Теперь на это отверстие просто ставится пинцетом камень, после чего прижимается им же, и термошпателем ставлю три шарика-крапана вокруг камня, чтобы он не упал. Устанавливаю просто на глаз, а не под оптикой, так сказать, установка начерно. Под овальный или продолговатый камень отверстие удлиняется резачком. По моему опыту, вместо того, чтобы менять лезвия резачков в рукоятке, намного легче взять несколько мебельных шкантов (они продаются в строительных магазинах в отделе крепежа), и снабдить каждое лезвие ручкой из шканта. Всего и делов — пропил лобзиком и капелька клея.

Кабушоны и камни гель ������ Мастер-класс Юлии Билей

На кадре выше как раз этот момент первоначального крепления камня в начерно (без оптики) сделанную модель.

Когда все камни держатся на своих местах, можно удалить припуски воска вокруг камней, сначала термошпателем просто на глаз:

Ювелирный лайфхак. Как сделать золотой кулон своими руками

А затем уже и резачками, под оптикой. На этом этапе очень важно придать модели как можно более окончательную форму, так как обрабатывать воск проще и легче, чем металл. В ход идут разнообразные резачки, термошпатель, скальпель и даже иногда наждачная бумага.

Ювелирное дело

Для меня это самый продолжительный этап работы. Надо убедиться, что каждый камень открыт сзади и не отвалится при прокалке, что восковые перемычки ровные, а крапаны одинаковые. Их тоже надо подправить и выровнять, так как они поставлены «на глаз» и не имеют правильной формы и расстояния между ними неодинаковые.

На снимке ниже почти готовая к установке на елку модель

Когда модель установлена в опоку, надо ее заформовать.

Тут тоже есть маленькая тонкость литья с камнями — формомасса затворяется дистилированной водой из автомагазина, а не водопроводной. Сначала перемешиваю две минуты палочкой, затем быстрое вакумирование — как стрелка манометра дойдет до нуля — впускаю воздух. Затем постукиванием разжижаю формомассу, заливаю ее в опоку, постукивание, ваккум, сброс ваккума, и опять — постукивание опокой об стол, пока формомасса не станет подвижной — и опять ваккум.
Через минимум два часа — вытопка воска и нагрев до 200 градусов.

Затем прокалка опоки, в моем случае просто муфельная печь ПМ-8, регулятор на 6, прокалка три часа.Литье под вакуумом, причем опоку, поставленную на столик, обкладываю минватой, чтобы она медленнее остывала. После заливки металла опоку бережно переставляю на бетонный пол довольно надолго, минут двадцать минимум. Затем ударами по опоке сбоку формомасса рассыпается, и обляпанная формомассой отливка появляется наружу.

Важно — никакого кидания опоки в воду!

Затворенная на дистилированной воде формомасса расковыривается обычной зубочисткой и отчищается от металла. Затем отпиливание литников, обычная доработка надфилем и полировка. Тут все как обычно, разве что стараться не задевать надфилем вставки, чтобы не испортить его.

Полировальная паста «люкси» отмывается просто водой под краном и совсем не ядовита, (пальмовое масло и окись алюминия), в отличие от могуче красящей и тяжело отмываемой пасты ГОИ.

Как отличить ювелирное искусство от массовки?

Своими руками — Как сделать самому

Как сделать что-то самому, своими руками — сайт домашнего мастера

Серьги своими руками – фото

Как сделать сережки своими руками – мастер класс для начинающих

Ценные и красивые подарки можно не только приобрести готовыми в магазине, но и сделать своими руками. Так и поступил москвич Юрий Смирнов, собственноручно изготовив серёжки с натуральными камнями в подарок супруге.

По профессии я инженер (окончил Московский авиационный институт), в свободное от работы время люблю мастерить, строить авиа- и судомодели, увлекаюсь изготовлением ювелирных изделий.

Причём у меня дома нет ювелирной мастерской: слишком дорого стоит профессиональное оборудование. Но во многих случаях, занимаясь ювелиркой, вполне можно обойтись обычными инструментами, которые наверняка есть у многих в домашних мастерских.

Расскажу вам, как я сделал в подарок жене красивые сережки с натуральными камнями.

Что потребовалось для того чтобы сделать серьги

Сначала я через Интернет приобрёл серебряную проволоку, пакет швенз (изогнутых дужек с петельками), камни (бирюзу, яшму, флюорит, прессованную бирюзу). Материал в пересчёте на пару серёжек обошёлся недорого — около 500 руб.

Техника идеального литья с фольгой

Камни были уже с отверстиями и нанизаны на леску (фото 1). Чтобы сделать серёжки, мне понадобились всего два инструмента — круглогубцы и бокорезы (фото 2).

Серьги своими руками – ход работы

Начал работу с подбора пар одинаковых камней (фото 3). Серебряная проволока легко гнётся — без особых усилий ей можно придать любую форму. Отрезав нужный кусок проволоки, согнул конец под углом 90 градусов (фото 4).

Примерил конец проволоки к отверстию в камне (фото 5). Затем на конце сделал петельку (фото 6) и, отрезав по месту, получил детальку, вставляемую в отверстие в камне (фото 7).

Нанизал швензу, концы детальки вставил в отверстие с двух сторон и аккуратно обжал круглогубцами (фото 7). Серёжка готова.

Дарить серьги без красивой коробочки неудобно, но можно легко приобрести готовый футлярчик для ювелирных изделий.

После успешных опытов по ювелирному искусству теперь у меня нет проблем с выбором подарков для женщин.

  1. Ассортимент ювелирных камней, которые можно приобрести, — очень широкий.
  2. Основные инструменты для простейших ювелирных работ — круглогубцы и бокорезы.
  3. Подобраны пары камней, швензы, приготовлены серебряная проволока 0 1,5 мм и инструменты.
  4. Величина загибаемого конца серебряной проволоки зависит от размера камня.
  5. Если проволока немного не подходит по диаметру к отверстию в камне,
    её подгоняют.
  6. Вот такая получилась деталька для крепления швензы серёжки.
    Обжимать крепление серёжки надо аккуратно, чтобы не повредить камень.

Колье в стиле Tiffany! Без литья и плавки. (1 часть)

Сережки своими руками : фото

Выставка «Фаберже и придворные ювелиры» в Историческом музее

Выставка посвящена российскому ювелирному искусству второй половины ХIХ — начала ХХ века, известному во всем мире красотой и изяществом, и насчитывает около 300 экспонатов эпохи русского Ренессанса, многие из которых будут показаны впервые.
Особую роль в расцвете ювелирного дела играл придворный поставщик Российского Императорского двора и многих королевских дворов Европы Карл Фаберже, чье имя стало синонимом ювелирного гения. Мастер считал, не важно, драгоценный камень или нет, главное – его живость. А ценность вещей определял тем, сколько в них вложено труда.

Карл Фаберже

Карл Фаберже — петербуржец смешанного франко-немецко-датского происхождения, родившийся в семье подданного Российской Империи. Его отец — Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи французских корней и был родом из Эстонии, а его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Появившись на свет у четы ювелира и художницы, и обладая хорошим художественным вкусом, Карл Фаберже обучался ювелирному делу во Франкфурте. В возрасте 24 лет в 1870 году он возглавил фирму в Петербурге, которая принадлежала его отцу. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Карл Фаберже получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». И с этого времени жизнь Фаберже была связана с царской семьей.

Фирма К. Фаберже. Подвеска. Москва. 1900-1908 гг. Золото, бриллианты, эмаль; литье, чеканка

Фирма К. Фаберже. Мастерская Г. Нюкканена. Портсигар жалованный. Санкт-Петербург. 1899-1903 гг. Золото, бриллианты, алмаз, сапфиры; литье, полировка

На выставке работы знаменитого ювелирного дома размещены в центре зала, на специальных стендах. Показаны в основном драгоценные безделушки, изготовленные для аристократов и венценосных особ: солонки, кольца для салфеток, табакерки, портсигары.
Особенно впечатляет серебряная цепь в память об умершем от туберкулеза цесаревиче Георгии Александровиче, брате Николая II. До того, как родился цесаревич Алексей, именно Георгий Александрович был наследником престола. Великий князь рано скончался от туберкулеза. Фаберже воссоздал миниатюрные копии траурных венков, возложенных ему на могилу, и сплел эти звенья в единую цепь, украшенную рубинами и изумрудами. На обратной стороне каждого такого звена выгравированы имена членов императорской семьи. Так что это изделие не только предмет ювелирного искусства, но и важная реликвия и исторический источник.

Изготовление резиновой пресс формы для ювелиров. Мастер класс

Среди экспонатов каминные часы, которые были подарены Николаю Одоевскому-Маслову – одному из видных людей на военной службе того времени. Часы сделаны из малахита в технике русской мозаики: разные кусочки камня подобраны и соединены вместе с такой искусностью, что кажется, будто изделие выполнено из цельной породы.

Фабрика Ф. Рюкерта. Яйцо пасхальное. Москва. 1899-1908 гг. Серебро, эмаль, хризопразы, альмандины; скань, зернь, золочение

Тем, кто при упоминании о фирме Фаберже вспоминает исключительно о пасхальных яйцах, придется разочароваться: на выставке представлены только предметы из запасников музея, а поэтому массово известных шедевров за стеклами витрин нет. Но есть вещи не менее искусные и тонкие.

Литье ювелирных изделий – Профессия Ювелир

Фирма К. Фаберже. Мастерская Ю.А. Раппопорта. Шкатулка великого князя Алексея Александровича. Санкт-Петербург. 1890-е гг. Серебро; чеканка, гравировка, золочение

Фирма К. Гана. Портсигар. Санкт-Петербург. 1890-е гг. Золото, серебро, н/д металл, эмаль, сапфир; живопись, гильошировка

Глухая закрепка камней. От теории к практике!

Экспозиция знакомит с историей возрождения национального ювелирного искусства. Ювелирных школ в России было две – петербургская и московская. Представители первой больше работали в европейском стиле. А в Москве, где культурные стандарты во многом задавало купечество, мастера ориентировались на народный вкус. Работы московских ювелиров рубежа веков отличало обращение к декоративным принципам древнерусского искусства, использование сложных технологий сканей и эмалей. На экспозиции представлены работы выдающихся мастеров, таких как И. Сазиков, И. Чичелев, П. Овчинников, И. Хлебников, владельцев фирмы Болиных, Ф. Рюкерт, братьев Грачевых и многих других. Именно они заслужили мировое признание на всемирных и всероссийских выставках, были удостоены высоких наград.

Мастерская А.С. Брагина. Чайно-кофейный сервиз. Санкт-Петербург. 1896 г. Серебро, слоновая кость, х/б нити; литье, чеканка, гравировка, золочение

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО(РАЗМЕТКА,РАЗДЕЛКА,ЗАКРЕПКА КАМНЕЙ)

Среди экспонатов самые разнообразные предметы. На выставке представлены восхитительные вещи из царских дворцов, столовые сервизы, предметы церковной утвари, полковое серебро и многое другое. Специальный раздел выставки посвящен так называемому русско‐историческому стилю («стиль национальной романтики»), ставшему популярным на рубеже веков благодаря преобладанию народных, фольклорных мотивов.

Фирма Игнатия Сазикова. Кружка в стиле историзм. Москва. 1873 г.

Увидев изящную cолонку, сделанную по подобию холщового мешка Игнатием Сазиковым, который считается одним из основоположников русского стиля в ювелирном искусстве, или кружку с изображением девичьего хоровода, или серебряный пресс для бумаги, представляющий скульптурную группу крестьянских детей, которые читают книжку, можно не сомневаться, что перед нами – произведения московских мастеров.

Фирма И.Д. Чичелева. Браслет. Москва. Последняя четверть XIX в. Золото, жемчуг, рубины, эмаль; чеканка, просечка

Фирма И.Д. Чичелева. Брошь-медальон. Москва. 1885-1888 гг. Золото, жемчуг, рубины, бриллианты, сапфир, эмаль; чеканка, просечка, скань, гравировка

Отдельная витрина посвящена украшениям. В ней, в частности, показаны работы фирмы Ивана Дмитриевича Чичелева — придворного поставщика Российского Императорского Двора, короля Италии Виктора Эммануила, австрийского императора Франца Иосифа. И.Д. Чичелев славился ювелирными украшениями с эмалями и драгоценными камнями, выполненными в древнем, русско-византийском стиле. В ГИМе представлены две его вещи — единственные, сохранившиеся украшения с клеймом Чичелева: браслет из золота, украшенный жемчугом, рубинами и эмалью, и золотая брошь в таком же стиле. Сочетание драгоценных камней, матового свечения жемчуга, золотых ажурных узоров с тонкими лепестками многоцветной эмали создают завораживающую живописную игру и придают изделию особую торжественность

Фирма К. Фаберже; художник В. Зуев. Мастерская Г. Вигстрёма (рамка). Миниатюра с портретом З.Н. Юсуповой. Санкт-Петербург. 1907 г. Слоновая кость, гуашь, золото, серебро, эмаль, алмазы, жемчуг, стекло, бархат, муар; живопись, гильошировка, вальцовка

Самое прекрасное, что есть в этом разделе — пожалуй, миниатюра с изображением красавицы княгини Зинаиды Юсуповой, представительницы одного из самых знатных родов России. И она сама восхитительна, и оформление. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой выполнил штатный художник фирмы Фаберже – Василий Зуев. Изящная рамка с портретом княгини, обрамленная ландышами из жемчуга, золота и эмали, изготовлена в мастерской Хенрика Вигстрёма, который выполнял самые важные заказы фирмы Фаберже в 1900-х.

Фирма П.А. Овчинникова. Блюдо. Москва. 1889 г. Серебро, эмаль; литье, чеканка, скань, гравировка, золочение

Ларец, поднесенный жителями Москвы Императорским Высочествам Ксении Александровне и Александру Михайловичу. Москва, 1894 г. Серебро, бриллианты, алмазы, альмандины, рубины, аметисты, литьё, чеканка, золочение, живопись. Из Государственного музейного фонда (Ленинград) в 1928 г.

Мастер-класс: «Технология ювелирного литья»

Серебряный ларец с позолотой, украшенный орнаментами, гравировкой, россыпью драгоценных камней, – подарок великой княгине Ксении Александровне, старшей дочери императора Александра III, на венчание. Работа фирмы Овчинникова.
Как известно, Павел Овчинников был одним из самых ярких московских ювелиров – основателем русской национальной ювелирной школы и возродителем русского стиля в ювелирных изделиях. Он первым создал на своём предприятии школу для мастеров, где обучались рисунку и всевозможным техникам. Ювелир применял технику чеканки, литья, резьбы, использовал более сотни оттенков эмали. С ним работали известные художники и скульпторы — Евгений Лансере, Артемий Обер, Александр Опекушин. Павел Овчинников писал в своей книге: «Русская промышленность серебряных изделий на последних всемирных выставках заняла не только почетное место, но и успела сбросить ярмо, давление иностранное». Исторический стиль, или «стиль национальной романтики», был очень популярен на рубеже веков. Не в последнюю очередь благодаря произведениям, вышедшим из мастерских фирм Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова.

Фирма Ивана Хлебникова. Петух из набора для вина. Позолота, эмаль. Русский стиль

Фирма Ивана Хлебникова. Золотой чайник. Позолота, эмаль. Русский стиль

Его ближайший конкурент – московский ювелир Иван Хлебников, Поставщик Двора Его Императорского Величества, Поставщик Двора королей Нидерландов, Сербии, Черногории и Дании. Визитной карточкой фирмы Хлебникова стал набиравший популярность в конце XIX века русский стиль. «Предметы, от которых так и веяло стариной» — так описывали их известные ювелиры. Серебряные изделия воссоздавали фактуру льна, ткани. Активно использовалась эмаль. Однако встречаются изделия, выполненные в стилях необарокко, неоклассицизм, модерн. Хлебниковы дорого платили рисовальщикам, чтобы иметь предметы, выгодно отличающиеся от основных конкурентов. Для разработки эскизов привлекались академик живописи Н. Набоков, художник П. Балашов, архитекторы Гартман и Ропет.

Фирма П.А. Овчинникова. Икона Богоматери «Блаженное чрево». Оклад: Москва. 1884 г. Серебро, жемчуг, эмаль, дерево, левкас, темпера, бархат; чеканка, скань, золочение, шитье жемчугом

Отдельное внимание уделено церковным предметам, занимающим особое место в декоративно-прикладном искусстве. Многие создавали не только светские безделушки, но и сакральные предметы — от украшенных жемчугом икон до крестов, инкрустированных драгоценными камнями.

Сосуд в виде горящей гранаты

Кроме того, впервые публике представлены предметы из полковых музеев. Например, серебряные сосуды в форме гранат и артиллерийских снарядов, а также наборы для пунша. На стаканах одного из таких наборов выгравированы фамилии служивших в полку офицеров, врачей, капельмейстеров. Как рассказывают, у офицеров была традиция: перед тем как пойти в полк, нужно было пройти испытание: на каждой ступеньке ставили стопку с водкой, и, поднимаясь по лестнице, нужно было выпить. Искусство состояло в том, чтобы, поднявшись наконец, представиться командиру, не забыв все свои регалии и звания.

История русского ювелирного искусства – это не только повседневная роскошь императорского двора, а скорее, собирательный образ, рассказ о жизни государства – в преломлении эпох и в огранке великих ювелиров. Все представленные на выставке экспонаты – из фондов Государственного исторического музея, причем многие до этого никогда не покидали стен хранилищ, поэтому увидеть их – действительно уникальная возможность.

Технология литья ювелирных изделий с камнями. Литье с камнями. Восковки.

Оцените статью
Моё хобби - рукоделие!