Мастер-класс по художественной рельефной резьбе на деревянной ложке

Краткое содержание:

Мастер-класс по художественной рельефной резьбе на деревянной ложке

Сегодня проведу мастер-класс по художественной объёмной резьбе на ложке. Предыдущий мастер-класс был посвящён изготовлению самой ложки, которая теперь нам послужит заготовкой для дальнейшего выражения своего творчества!

Резьба по дереву / Борис Яровой. Мастер-класс

Для начала хотелось бы сказать немного о самих ложках, которые мы делаем. Всё наше творчество касательно деревянных ложек, вилок, ковшей, чаш и т. д. нацелено не только на выражение себя через ремесло резьбы по дереву, но и огромное желание популяризировать деревянную утварь в силу её очень многих превосходных качеств настолько, чтобы люди захотели именно использовать постоянно в быту деревянную посуду непромышленного изготовления. Деревянные ложки, в частности, очень удобны и приятны в использовании. Это не пустые слова.

Наша семья вот уже в течение пяти лет пользуется только такими. Обычно все привыкли видеть деревянную ложку только как предмет сувенирной промышленности. Такие ложки не удобны для своего основного предназначения. В своей огромной массе «расписные» деревянные ложки с гигантскими черпалами, которые не влезут ни в один рот, полностью создали иллюзию «никчёмности» деревянной ложки как таковой и превратили её в дешёвый массовый сувенир, заполнивший все ремесленные салоны, закрепив, таким образом, у общей массы людей твёрдую уверенность что деревянная ложка — это пережиток прошлого, она груба, неудобна и недолговечна и годится только для сомнительного, в большинстве случаев, украшения интерьера.

Мы с этим не согласны, потому что по своему опыту знаем, что деревянная ложка очень удобна (если её сделать таковой), достаточно долговечна (ложка из берёзы служит несколько лет при её интенсивном использовании), она может быть изящной и как раз-таки в этом случае служить прекрасным украшением интерьера или стола, она не нагревается, деревянная ложка обладает антибактерицидными свойствами, если сделана не только вручную, но и без применения всевозможных неэкологичных обработок! Здесь, думаем, неполный список всех достоинств деревянной ложки или утвари вообще!

По нашему мнению, у деревянной ложки (или утвари) есть только один недостаток, но он касается отрасли общепита, так как деревянная посуда не может быть общей. У каждого деревянного предмета кухни должен быть хозяин и, думается, именно поэтому «выжили» деревянную ложку из массового применения, ведь при современном понятии питания нужно очень много дешёвой, общей посуды (ложек, чашек и т. д.). Это наше видение касательно деревянной утвари и ложек, в частности, которое сподвигло нас на создание того, что мы создаём.

Нам хотелось бы, чтобы те, кто хочет освоить изготовление различных нужных предметов быта, проникся этой идеей возрождения не только ремесла по созданию хороших, красивых и добротных вещей из дерева сделанных вручную, но и внедрения их в нашу повседневную жизнь, которая от этого станет красивее, здоровее и чище!

А теперь и сам мастер-класс.

мастер класс геометрической резьбы

1. Итак, деревянная ложка — заготовка сделана. Она на фото. Размеры её и форма определяются удобством применения. Почти все размеры ложки уже соответствуют конечному изделию: ширина и длинна черпала (4.5-5.5 см ), длина ручки (примерно 18 см) , ширина ручки (примерно 2 см). Объёмная резьба, которая будет наноситься на ручку ложки уже практически не изменит размеры, описанные выше, и только толщина ручки (1 см) сделана с запасом, то есть в процессе резьбы она частично уйдёт на создание рельефа.

Ещё раз уточню. Если вы захотите создать просто сувенирную декоративную ложку, то формы заготовки, соответственно, будут делаться, исходя из вашего замысла, какой бы он ни был, но в моём случае приоритетом является удобство применения будущей ложки по назначению (чтобы кушать ею), поэтому её форма и размеры всегда более или менее идентичны для удобства, независимо от будущей резьбы (то сеть свои замыслы вписываешь в уже готовую форму). Всё, конечно, относительно и иногда всё-таки немного жертвуешь удобством ради замысла, но это бывает крайне редко.

Заготовку делаю «начисто» «под нож», можно зашлифовать (правда, остаётся мельчайшая крошка от наждачки и может затуплять резцы).

2. Следующий этап — это нанесение рисунка на заготовку. В данном мастер-классе рисунком будет виноградная лоза с листиками и кисточкой винограда.

Растительность в качестве резьбы — это любимая моя тема. Можно выбрать любое растение, которое вам понравится и понаблюдать за ним, например, из своего окна. Это просто. Но не забывайте, что в любом рукотворном выражении какого-то кусочка природы должна быть стилизация, иначе, погнавшись за очень точным копированием, вы можете потерпеть неудачу и ваше изделие может смотреться не таким красивым, как вы планировали.

Как резать дерево. Набор начинающего резчика.

Ещё. Чем у вас на рисунке плотнее расположена растительность, тем легче и менее трудоёмко её вырезать! Но! Если вы «наворотили» рисунок огромным количеством листиков, переплетений и уровней (одно из-под другого. ), то вы должны точно понимать свой рисунок и задумку, иначе при резьбе может получиться несоответствие, что откуда выходит и куда заходит, и вы запутаетесь. На моём рисунке всего немного. Листиков всего четыре штучки, а остальное — веточки (ну и гроздь) . Если вы захотите повторить такой рисунок, то вы столкнетесь с трудностью «выделывания» мелких деталей — веточек , усиков.

Я полюбил именно такие сюжеты, которые дают в полной мере насладиться миниатюрной резьбой (хотя, наверное, это не совсем миниатюра). Ещё о рисунке хочется сказать, что именно на объёмных изделиях (в данном случае на ложке) очень красиво смотрятся листики или веточки переходящие на другую грань.

Это даёт потом возможность интересней выразить объём. И вот рисунок нанесён (на фото). Обратите внимание, как листики, ягодки , веточки переходят на другую плоскость ложки. Не бойтесь изображать их до самого нижнего края. Итак, приступаем к резьбе!

3. Последовательность вырезания объёмной резьбы, наверное, всегда примерно одинакова. Вообще, надо сказать, что вырезание объёмной резьбы на объёмном же предмете (в данном случае ложке) имеет некоторые нюансы по — сравнению с выделыванием объёма на плоскости. Помните, листочки или веточки переходящие с одной плоскости на другую. Вот в этом месте надо быть осторожными. На фото показано, что, обводя резцом контуры выходящих деталей, резец мы держим как можно параллельнее этой плоскости.

мастер-класс изготовления резной деревянной ложки

Это даёт запас возможности выражения рельефа. Сейчас, наверное, не совсем понятно, но когда вы попрактикуетесь, то станет ясно для чего нужен этот запас. Для начала, мы, как раз и выделяем на фоне боковых плоскостей все «вылезающие» детали, вначале обводя косяком контуры этих деталей, а после снимаем этим же косяком сам фон боковых плоскостей. Вот что получилось!

Воздушная резьба, техника подрезки для достижения объема и изящности рельефной резьбы по дереву

4. Дальше переходим к выбиранию фона на лицевой плоскости. Здесь задача усложняется и в ход уже идут, кроме косяка (которым мы также обводим контуры и подснимаем фон в доступных местах), несколько видов (по ширине) полукруглых стамесочек, клюкарзочки плоские и полукруглые и могут пригождаться косые стамесочки. Речь, конечно, идёт о снятии фона в маленьких местах между деталями рисунка.

Резьба по дереву

На фото видно, что пока что рисунок выделяется довольно грубо и толсто. Это опять тот самый запас и безопасность, что вы не срежете нечаянно какую-нибудь веточку, если сразу её сделаете тонюсенькой как положено в конечном изображении. Оставляйте запас.

Ещё на фото видно, что некоторые совсем мелкие просветы между деталями (фон) пока не тронуты. До них мы доберёмся следующим этапом, когда начнем потихоньку придавать объём. Кстати, об этапах. В мастер-классе я намеренно вырезаю строго поэтапно, чтобы было понятно, на деле же этапы, немного, всегда «налезают» друг на друга, например: выбирая фон сбоку я параллельно могу выбирать фон лицевой, придавая некоторым деталям сразу некоторый объём и т. д.

5. Итак, на лицевой части ручки ложки фон подобрали. Он, конечно, пока что убран грубовато, но теперь, когда мы будем придавать объём самим деталям, они будут становиться, как бы, ближе к фону и подчистить его уже будет легче. При придании объёма листочкам легче всего даются боковые, которые переходят на другую плоскость.

Они как бы уже сами по себе напрашиваются их изогнуть и утончить. В ходу, как всегда, косяк ( или «пёрышко») и всевозможные полукруглые резцы. Строение листиков таково, что они в основном всегда вогнуты к середине, даже если сгибаются в другую сторону. Эти самые вогнутости мы и придаём всем листочкам. Здесь должна включиться ваша фантазия и наблюдательность, для того чтобы интереснее придать объём. Сразу скажу, что на таком пространстве, как ручка ложки, сильно не «разгуляешься», но, с другой стороны, эта ограниченность даст вам возможность отточить мастерство на мелких деталях и впоследствии работать с более крупными вам будет легче.

6. После придания объёма в более грубом исполнении начинаем подчищать все мелкие детали, уменьшая их и делая более изящными. Параллельно доводим объём (всевозможные впадинки, изгибы. ) до конечного вида. Когда весь фон подчищен, мелким деталям предана ажурность, изгибы и вогнутости доделаны, я « отделяю» детали от фона. Как это? Края всех деталей я подрезаю под них и, соответственно, подчищаю фон. Визуально детали (листочки, веточки) как бы отделяются от фона.

7. Вот практически всё готово, но слегка грубовато. Нужно довести чистоту до вашей меры, то есть. всё должно быть чисто и гладко на том уровне, который именно вы для себя определите. Это можно сделать резцами или наждачкой. После этой обработки я делаю прожилки на листиках. Опять же, можно сделать стандартную «ёлочку» или же сделать более сложный рисунок прожилок, подглядев его на натуральном листике. Теперь я шлифую всё начисто очень мелкой губкой (наждачка, наклеенная на губку, промышленная). Губка шлифует так, что придавая гладкость, она не портит всевозможные грани и не портит естественный вид, если вы обрабатывали изделие под нож, а не под наждачку.

8. Итак, ложка готова! Осталось только обработать её льняным маслом. Я это делаю так. Ставлю ёмкость достаточную, чтобы можно было окунуть ложку целиком, на газ (или на печь). Наливаю льняное масло и нагреваю всего лишь до такой температуры, чтобы терпела рука. Не горячее! Тогда можно будет положить ложку минут на пять, не опасаясь, что она начнёт гореть. Когда ложка горит (как бы поджаривается), она может, конечно, приобрести необычный оттенок, но это будет не в угоду её долговечности. То сеть когда ложка «поджарится», она будет служить гораздо меньше. После того как вы подержали ложечку в масле, вы её вытаскиваете и кладёте на льняную тряпочку. Полежав какое-то время, (минут 10), её можно брать и использовать.

Процесс рождения резной деревянной ложки завершён. Теперь она готова, для того чтобы её новый хозяин кушал ею пищу, ощущая при этом не только удовольствие вкуса, не испорченного пластиком или металлом, но и чувствуя в руке приятные изгибы резьбы, которой украшена эта ложка.

Александр Шиканов. Резьба по дереву. Советы.

Ч еловек издавна стремится к прекрасному. При строительстве дома, при изготовлении любой вещи мастер думал не только об ее утилитарном назначении, но и о красоте.

Дерево, как простой, и доступный материал, всегда находило применение у народных мастеров и благодаря фантазии художников превращалось в произведения декоративно — прикладного искусства. И в наше время не исчез интерес к народному искусству, в том числе к резьбе по дереву.

Резьба по дереву — стамеска № 6 (gouge 6)

Декоративные изделия старых и современных резчиков по дереву неизменно вызывают восхищение у зрителей, поэтому всегда есть желающие взять в руки стамеску или нож — косяк и поковырять деревяшку.

В нашей детской художественной школе уже много лет существует спецкурс «Резьба по дереву» и всегда есть учащиеся, которые хотят приобщиться к этому трудному ремеслу. Не всем дано стать мастерами, но элементарным приемам резьбы может научиться каждый

При приеме на курсы хочется отдать предпочтение выпускникам нашей школы, но принимаем всех желающих. Наши ребятишки уже готовы к дальнейшему обучению, у них хорошая теоретическая и практическая база. Нет необходимости учить основам композиции и тем более заставлять долго и упорно добиваться желаемого результата. Необходимо заметить, что и среди ребят, не получивших начального художественного образования, встречаются очень способные, и поэтому, если есть желание — дерзайте.

Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Урок технологии в 6 классе.

Иванова Юля. 17 лет. Декоративная ваза. Резьба по дереву.

Данные советы не совсем соответствует общепринятому значению этого выражения, скорее это синтез методики, многолетней практики и желания коротко и доступно рассказать как из простой деревяшки сделать вещицу, радующую глаз.

Говорить много не будем…

Я обычно начинаю с очень коротенькой лекции о видах резьбы, о выборе пород древесины, о том, какие бывают инструменты и оборудование. Делаю небольшой экскурс в историю народной резьбы по дереву и художественных промыслов.

В процессе практических занятий регулярно по необходимости возвращаюсь к вышеперечисленным вопросам, и это равноценно полному курсу лекций. Теоретические знания можно почерпнуть из следующих литературных источников:

  1. Пронин АЛ. Резьба и мозаика по дереву. Екатеринбург, 2001.,
  2. Калимуллин. Р. Деревянная резьба в народной архитектуре Башкирии. Уфа, 1984
  3. Соколов Л.В. Рожденное в народе, Уфа, 1983.
  4. Степанов Н Е. Резьбы очарование. Ленинград, 1991.
  5. Янбухтина А. Башкирские сувениры, Уфа, 1982.
  6. Федотов Г. Дарите ЛЮДЯМ красоту. М., 1985.
  7. Иляев П. Прикоснись к дереву резцом — 2000.

Читайте любую литературу о резьбе по дереву, но по возможности постарайтесь поработать рядом с настоящим мастером, и вы сэкономите много времени в обучении.

Лаптев Алексей. 14 лет. Резьба по дереву. Декоративный поднос «Подсолнухи».

Мастер, как правило, работает очень рационально. Нет неоправданных движений, ненужных операций. Все продумано. Каждый инструмент, приспособление, механизм имеет свое назначение и возможности, используется в полную силу. Казалось бы, очень сложная работа делается достаточно просто, если к ней подойти грамотно. В резьбе по дереву существует много «секретов» и рациональных приемов работы, начиная с выбора и склейки древесины, и заканчивая отделкой изделия.

В данном случае очень подходит русская народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Вспомним геометрию и черчение…

Прежде чем приступить к геометрической резьбе, необходимо грамотно научиться работать с чертежными инструментами. Хотя геометрия и черчение изучаются в общеобразовательной школе, к сожалению, к этим вопросам приходится часто возвращаться:

деревянная резная ложка

  1. Деление отрезка пополам с помощью циркуля
  2. Деление угла пополам.
  3. Деление окружности на 4, 5, 6, 8, 12, 16 и т.д частей.
  4. Построение равностороннего треугольника, квадрата, шестиугольника и так далее.

Геометрическая резьба присутствует в прикладном искусстве многих народов и отличается самобытностью и разнообразием, хотя в ней используется ограниченный набор простейших элементов.

Хорошее владение чертежными инструментами плюс фантазия позволяют бесконечно работать в этом направлении.

Коллективная работа. Резьба по дереву. Декоративное панно «Сова». 2005 год.

В основе геометрической резьбы лежит треугольник. Так вот этот простенький элемент позволяет создать бесконечное множество интересных композиций, то есть научившись аккуратно и четко вырезать этот элемент, вы уже способны создавать произведения декоративно — прикладного искусства.

Техника вырезания очень проста Ставим кончик ножа в центр треугольника, располагая рукоятку строго вертикально Пятку ножа направляем в сторону одной из вершин треугольника. С усилием нажимаем на рукоятку так, чтобы носик вошел в древесину, и пятка коснулась вершины треугольника. Ту же операцию нужно провести по отношению к двум другим вершинам. Приступаем к подрезке, Держим косяк под углом 45 — 30° градусов к поверхности доски, ставим острие в вершину треугольника и медленно ведем вдоль стороны этого треугольника, постепенно углубляя кончик ножа к середине. От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводим кончик ножа на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется трехгранная пирамидка. Точно также делаются две другие подрезки Получилось? Нет. Мы не учли основное правило резьбы по дереву: резать можно только по направлению волокон,только в этом случае резьба будет чистой, без сколов.

Сами делаем нож – косяк для резьбы по дереву.

Так как купить нож-косяк нужного качества невозможно, то мы его делаем сами. Не будем вдаваться в подробности, какие марки стали больше подходят для этой цели, проще взять механические пилы по металлу и полотна для ножовки по металлу. Из механических пил получатся прекрасные большие ножи-косяки, а из ножовочных полотен маленькие ножи, которые просто незаменимы при тонкой геометрической резьбе.

Ножи-косяки применяются не только в геометрической, но и в плоско­рельефной и даже в объемной резьбе, поэтому желательно иметь несколько разновидностей ножей.

У каждого резчика свой набор разнообразных ножей, но обязательно есть любимый, универсальный, наиболее удобный в работе. Нож является как бы естественным продолжением руки и послушно выполняет замыслы художника.

Фрагмент декоративного панно в кабинете истории искусства, составленный из отдельных работ учащихся.

Резьба по дереву.

Нужную конфигурацию ножу можно придать на электрическом точиле, при этом надо предпринять меры предосторожности, чтобы не «отпустить» металл. Для того чтобы заготовка не посинела, ее надо часто макать в воду. Затачивать нож лучше на реОре наждачного круга, при этом площадь соприкосновения заготовки и наждачного круга минимальна, и металл меньше нагревается.

Ручки для ножа проще всего сделать из полистирола (клеить полистирол можно дихлорэтаном при помощи медицинского шприца). Хорошо бы ручку ножа обклеить кожей, чтобы при длительной работе рука меньше уставала. После обработки на электроточиле нож точится на мелкозернистом бруске, смоченном водой.

Эпизод 7: Шестигранники 2-3 . Мастер-класс «Россиянка»

Нож фаской прижимаем к бруску и начинаем плавно двигать круговыми движениями по поверхности бруска, попеременно перекладывая с одной фаски на другую. Так точим до появления заусеница. Дальше точим таким же образом на оселке до тех пор, пока заусениц не отпадет. После этого приступаем К правке на коже, натянутой на деревянный брусок и натертой пастой ГОИ. Хорошо заправленный нож должен оставлять чистый, блестящий срез.

Деревянная ложка. Тяп-ляп и готово. )))

При резьбе по дереву техника безопасности не повредит

Как правило, травмы носят случайный характер: уронил нож, задел за лежащую на столе стамеску и так далее. Поэтому необходима правильная организация рабочего места. Инструменты должны быть аккуратно разложены и обязательно иметь защитные чехлы, которые можно склеить из полистирола или плотного картона.

Александр Шиканов. Резьба по дереву. Декоративные блюда.

Нельзя забывать и о правильном освещении рабочего места. Лучшим освещением считается естественное, и свет должен падать спереди и слева. Во время резьбы редко случаются травмы. Но все же необходимо следовать следующему правилу: «Нельзя резать в сторону руки, держащей заготовки, понадеявшись, что инструмент не сорвется». На всякий случай под рукой должна быть аптечка.

Когда резчик «обрастает» инструментом, появляется необходимость в специальных подставках и приспособлениях. Они очень удобны в работе и позволяют быстро найти нужный инструмент.

Каждое лыко в строчку

Поняв основное правило резьбы по дереву, нам осталось оттачивать свое мастерство. Да вот беда, пока мы добиваемся идеальной резьбы, много хороших досок переводим на «дрова».

Мастер класс изготовление деревянной ложки Красильников Е Д

У нас появилась оригинальная идея — использовать эти доски для декоративных панно. При этом убиваем сразу двух зайцев — вся наша работа не пропадает даром, и мы включаем свою фантазию, придумывая геометрический орнамент на досках различной конфигурации, выпиленных заранее

Резьба с небольшим изъяном пока еще не годится для сложных изделий, таких как шкатулки, блюда, подсвечники и так далее. На большом же панно небольшие огрехи практически не видны.

Резьба по дереву. Деревянные резные ложки. Наследие старины. SMart1961

Не у всех одинаково быстро получается хорошая резьба по дереву, но качество работы всегда на первом месте. Поэтому дальше каждый ученик получает индивидуальное задание, которое зависит от полученных навыков и мастерства.

К плоско — рельефной резьбе переходит только тот, кто основательно освоил геометрическую резьбу.

Петр Шустриков. 17 лет. Резьба по дереву. Дракон.

Как вырезать деревянную ложку

На каждом этапе обучения полученные навыки должны закрепляться и совершенствоваться. Соблюдается принцип «от простого к сложному».

Учись у природы

При поездках на дачу, в деревню, при походах в лес всегда можно найти интересные сучки, ветки, удивительно сплетенные корешки. Легче всего встретить занятный корешок при корчевании ненужных или засохших кустов и деревьев в собственном саду.

Сучки и корни — прекрасный материал для всевозможных поделок.

Ценней та скульптура из дерева, которая совсем не тронута ножом автора или доправлена, но очень незначительно.

Отделка резных изделий

Если резьбу оставить без окончательной обработки, то через весьма непродолжительное время изделие потеряет свой нарядный вид и привлекательность. Чтобы подчеркнуть естественную структуру древесины и защитить от воздействия света, воздуха и влаги, поверхность изделия покрывают лаком или воском. Причем воску отдаем предпочтение. Резьба смотрится более благородно.

Перед покрытием воском или лаком резьба прошкуривается и при необходимости покрывается морилкой для придания нужного цвета

Наносить морилку желательно краскопультом или аэрографом. При этом краситель ложится более равномерно.

Деревянная ложка своими руками.Быстро и просто

Вощение придает изделию ровный тон и мягкий шелковистый блеск. Для приготовления восковой мастики используется пчелиный воск и скипидар, они смешиваются в пропорции 1:2. Чтобы ускорить процесс, можно использовать «водяную баню».

Мастику наносят на изделие с помощью кисти тонким слоем. После полного высыхания резьба натирается щеткой, а затем бархоткой

Изготовление деревянной ложки. Резьба по дереву для начинающих

При достаточном мастерстве можно перейти к сквозной рельефной и объемной резьбе. На первых порах можно просто копировать предметы декоративно — прикладного искусства, но изучая древние памятники резного творчества башкир, образцы русской народной деревянной резьбы и резьбы других народностей, пробуйте создать что — то свое.

Учиться и совершенствовать свое мастерство можно бесконечно.

Деревянная ложка своими руками.

Всем начинающим резчикам посвящается. В этом видео уроке резьбы по дереву мы с вами пройдем все этапы изготовления деревянной ложки своими руками и поймем, как сделать деревянную ложку и с чего начать обучение.

Начинать обучение резьбе по дереву лучше с простых и понятных форм, по сему резать мы будем обыкновенную деревянную ложку. Для этого нам потребуется не так много инструментов, а результат не заставит себя ждать и порадует начинающих резчиков.

В видео ролике мастер изготовит деревянную ложку из простого полена. Пройдя весь путь за мастером вы, как по инструкции сможете повторить его результат.

Видео о резьбе деревянной ложки было снято в нашей столярной школе на курсе Владимира Сасина — преподавателя курса «Резьба деревянной посуды«.
Наши курсы рассчитаны на начинающих и проходят в двух школах в Москве и Санкт-Петербурге.

Ближайший курс резьбы стартует 12 февраля 2022 года, записаться можно на сайте школы. Расписание курсов Москва. Расписание курсов Петербург

Для изготовления деревянной ложки своими руками в видео использовался следующий инструмент:

Резьба деревянной ложки

Топор для художественной обработки дерева и изготовления скульптур. Эта модель создана по мотивам шведского топора GRANSFORS BRUKS SCULPTOR опираясь в разработке на модели традиционных ремесленных топоров. Относительно длинная округлая лопасть с широкой и прямой фаской дает опору при резьбе по дереву. Вырез на топоре позволяет держать его ближе к голове для более точной работы.Длина режущей кромки 120 мм, длина топора 360 мм. Угол заточки 35±5°. Масса 950 г. Поставляется с кожаным чехлом. Топор изготовлен из отличной стали 65Г. Топор подвергается высококачественной закалке и отковке до твердости 58-60 HRc. Отковка в ручную позволяет значительно увеличивать прочность. Рукоять выполнена из прочной древесины клёна и пропитана тунговым маслом для предотвращения гниения. Топор насажен на рукоять с помощью двух деревянных клиньев. В комплекте чехол для защиты лезвия из натуральной кожи. Производство — фабрика столярных и плотницких инструментов ПЕТРОГРАДЪ.

Отков головы топора ПЕТРОГРАДЪ, Звенигород IX. Длина режущей кромки 120 мм. Угол заточки 35±5°. Масса 800 г. Поставляется с кожаным чехлом. Топор изготовлен из отличной стали 65Г. Топор подвергается высококачественной закалке и отковке до твердости 58-60 HRc. Отковка в ручную позволяет значительно увеличивать прочность. В комплекте чехол для защиты лезвия из натуральной кожи. Производство — фабрика столярных и плотницких инструментов ПЕТРОГРАДЪ.

Оцените статью
Моё хобби - рукоделие!