Мастер-класс Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть: роспись

Расписные узоры в Дымковской игрушке являются знаковыми, идут еще от язычества, выступают символами природы, стремящимися к красоте, правде и здоровой жизни и являются своеобразными оберегами. Традиционно роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, прямых или волнистых линий, клетки и просто точки.

В росписи дымковских игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый и другие, и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого крестьянина. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды, и добра. Красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, славы и здоровья. Голубой — цвет небесной чистоты.

Материалы и инструменты:

— белила акриловые титановые;

— краска акриловая алого, голубого, оранжевого, желтого, зеленого, черного цветов;

— разбавитель для красок;

— кисти разные по толщине и по форме;

— влажное полотенце или тряпочка.

Итак, начнем расписывать петушка!

Обожженную и остывшую фигурку нужно сначала побелить. Мне нравятся акриловые краски, они не стираются. Можно расписывать темперными или гуашевыми красками, последние менее светоустойчивы. Для побелки лучше использовать белила титановые, они плотно ложатся в отличие от цинковых (эти более прозрачны и фигурка будет не такая белая).

Берем среднего размера кисть круглую или плоскую, начинаем наносить краску на поверхность игрушки, хорошо размазывая, но в некоторых плохо доступных местах приходиться подкрашивать тонкой кистью.

Можно начать расписывать с любой части. Я начну расписывать сначала крылья голубой краской. Кисть опять же можно взять плоскую или круглую средних размеров. Вот, что получается.

Затем гребешок и бородку — алым.

Перейдем к росписи хвоста. Такой желто-оранжевый цвет я получила путем смешения красок: в чисто желтый добавила немного оранжевой краски.

Так рисуем с обеих сторон хвоста.

Сразу красим клюв и на грудке круг в желтый цвет.

Оранжевым рисую небольшие кружочки вокруг большого желтого круга, сохраняя между ними небольшое расстояние.

Возвращаемся к хвосту и рисуем небольшие кружочки тем же голубым, что и крылья. С другой стороны аналогично.

Не забывайте тщательно мыть кисть после каждой смены краски, что бы цвета не смешивались и были яркими.

Затем оранжевым делаю маленькие точки на хвосте тонкой кистью вот так.

И этим же цветом кружочки над крылом. Оранжевым цветом сразу рисую на другой стороне все то же самое.

Теперь рисую сеточку алым цветом между крылом и кружочками самой тонкой кистью. Не забываем с другой стороны сделать такую же сеточку.

Далее рисуем глаза петушку с двух сторон. Делаю небольшой желтый кружок.

Потом черным цветом и самой тонкой кистью ставлю точку на желтом глазике и рисую верхнее веко,тут же черным — носик (кончик).

Теперь на клювике делаю вот такой перекрест и 2 точки спереди.

Мастер-класс по росписи деревянной игрушки «Дымковская сказка»

Сразу черным цветом закончу рисунок над крылом и на грудке. Аналогично с другой стороны.

Ставлю черную точку — тут будут сережки.

И сами сережки — алым цветом.

Опять возвращаюсь к хвосту и рисую волнистые линии алым на желтых полосках.

Подрисовываем нижнее веко тоже алым с обеих сторон.

Все элементы должны быть нанесены симметрично! Это основной принцип росписи.

Вот и петушок почти готов. Осталось раскрасить ступку.

Для росписи ступки я использовала травяной цвет. Получила его, смешав ярко зеленую краску с желтой и каплей черного цвета.

Любуемся! Но это еще не все.

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки в виде маленьких квадратиков или ромбиков. Я использовала обычную золотистую фольгу, приклеив ее на бородку, грудку и крылья.

Вот и готов наш петушок! Мне кажется, он получился немного хитрый.

В компании с другими петухами. Так и до петушиного боя не далеко!

Ничего. Мои не дерутся, они добрые и веселые!

Я указала время изготовления 7 дней, поясняю: сама лепка фигурки занимает у меня не много времени, потом постепенная сушка в естественных условиях 4-5 дней, затем обжиг в муфельной печи пол дня и на следующий день сама роспись. Если вы делаете обжиг в духовке или совсем его не делаете,то за 4-5 дней петух может быть уже готов.

Слепить и расписать такого петушка может не только взрослый, но и ребенок. Если вы попробовали это сделать сами или с ребенком, обязательно покажите, что получилось. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.

Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2022, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку справа Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, других новостях и мастер-классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на кнопку Добавить в круг. Всем рада!

Это была 2 часть моего мастер-класса — роспись.

Дымковская игрушка

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть: лепка

У древних славян образ петуха считался настоящим оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня,так как петух является его покровителем; от нечисти,так как петух является символом самого главного врага нечисти — Солнца; также могли охранять дом на протяжении всей ночи,так как злые силы,которые боятся петушиного крика,ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом черного петуха. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то,чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.

Роспись дымковской игрушки

И я предлагаю вам слепить из глины и расписать петушка в стиле дымковской игрушки для себя или ваших близких. И пусть эта птица тоже будет оберегом вашего дома. А этот петушок уже охраняет мою маму.

Это 1 часть — лепка.

2 часть — роспись здесь>>

Петушок получился выс. 10 см, шир. 6 см, дл. 9 см.

Материалы и инструменты:

— коврик для лепки;

— досочка для лепки;

Глина должна быть мягкой, не вязкой, не должна прилипать к рукам, чтобы из нее было легко лепить.

Если в процессе лепки вы отлучаетесь от работы или долго делаете какие то части, готовые части лучше прикрывать влажной тканью или полиэтиленом,чтобы не подсохло изделие, иначе потом уже хорошо не соединить, не примазать остальные части.

В процессе лепки я время от времени мою руки или обтираю их влажным полотенцем, чтобы они были чистые без присохшей глины.

Все части петушка я соединила только примазыванием, но можно соединять сначала шликером (глиняный клей), а потом уже примазывать и приглаживать. В другом мастер-классе я обязательно об этом расскажу.

Итак, начнем лепить!

Делаю сначала туловище. Катаю шарик около 4 см, формирую из него каплю, она получилась примерно 5 см.

Затем леплю шею. Из шарика 2 см катаю небольшую колбаску — 2,5-3 см.

Далее голова петушка — это шарик около 2 см.

Соединяем шею и голову. Большими пальцами хорошо примазываем детали (далее другие детали примазываем друг к другу точно также, не на всех фото это показано).

Дымковская игрушка Нянюшка птичница

Теперь соединяем туловище и шею. Соединяем так, чтобы получилась круглая грудка,т.е. приставим шею не по середине капли, а ближе к округлой части. Примазываем и приглаживаем.

Сделаем ступку, на которой будет стоять наш петушок. Катаем снова шарик около 2 см, из него получается небольшая колбаска и формируем из колбаски трапецию.

Соединяем туловище и ступку, тщательно приглаживаем и примазываем.

Теперь лепим хвост. Катаем шарик около 3 см, а из него колбаску 4 см.

Колбаску приплющиваем слегка и формируем хвостик, у вас может получиться немного другая форма. Толщина хвоста у меня получилась примерно 8 мм.

Затем хвост соединяем с туловищем — примазываем и приглаживаем.

Слепили самые крупные части нашего петушка, далее лепим остальные маленькие части.

Клюв лепим из шарика 1 см и формируем из него тупой конус.

Примазываем и приглаживаем клюв к голове. Клюв как бы сливается с головой.

Потом лепим бородку. Катаем 2 шарика размером чуть меньше 1 см, формируем капельки.

Примазываем и приглаживаем эти капельки под клювом.

Сделаем гребешок. Скатаем две нетолстые колбаски около 4 см.

И закрутим их вот так.

И хорошо примазываем к голове, приглаживаем.

Теперь самый интересный и, на мой взгляд, самый сложный элемент лепки — это крыло петушка: так называемый в дымковской игрушке, волан. Катаем шарик около 2 см,из него — колбаску около 6-8 см (от длины зависит сколько складочек получится и какой толщины получится волан).

Колбаску приплющиваем слегка, она немного удлиняется.

И сгибаем вот таким образом. Во время сгибания можно слегка увлажнить пальчиком всю полоску, она может трескаться. Но нам желательно,чтобы получился воланчик без больших трещин. Нужно потренироваться и обязательно получится.

Роспись дымковской игрушки || Барышня

Мой волан получился с 5 складками.

Готовый воланчик немного сгибаем.

Соединяем с туловищем от грудки до хвоста.

Тщательно приглаживаем и примазываем большим пальцем.

Если получились на волане небольшие трещинки, их примажем слегка влажной кистью, можно доработать стекой.

С другой стороны делаем точно такое же крыло.

Еще раз заглаживаем пальчиком все неровности на петушке и влажной кистью промажем все изделие.

Вот и готов наш петушок.

Когда фигурка готова, я полностью закрываю ее влажной тканью и не убираю ткань еще дня два, даже если она сухая. Это для того, чтобы изделие высыхало постепенно и не появились трещинки, но если они все же появились, пока фигурка слегка влажная, стекой и кистью приглаживаю, как бы затираю, замазываю трещинку.

А теперь отправляем сушиться изделие подальше от солнца, ветра и нагревательных приборов. Я сушу обычно дней 5 такие фигурки, затем обжигаю. Чтобы фигурка стала прочной, обжигаю в муфельной печи при 800 гр. (своей у меня нет, вожу в гончарную мастерскую). Но можно обжечь в обычной печке или духовке на максимальной температуре с ее постепенным повышением и снижением часа 2. Чем больше изделие, тем нужно дольше времени на сушку, если оно не просохнет, то в печке игрушку может разорвать. Лучше не торопиться с обжигом! А то петушок не доживет до росписи.

Такого петушка может слепить не только взрослый, но и ребенку придется такое дело по душе. Лепите из натуральной глины или из пластилина, можно из полимерной глины, но тут есть свои тонкости, о которых я расскажу попозже и в другом мастер-классе. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.

Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2022, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, ругих новостях и мастер0классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на оранжевую кнопку Добавить в круг. Всем рада!

Конспект ООД «Дымковская роспись петуха на объёмной форме»

Татьяна Гриценко
Конспект ООД «Дымковская роспись петуха на объёмной форме»

Тема: «Роспись петуха на объёмной фо рме»

Цель: Продолжать приобщать детей к истинно русскому промыслу — расписыванию глиняных игрушек в стиле дымковской росписи;

• Учить детей расписывать вылепленную игрушку по мотивам дымковского орнамента.

• Совершенствовать технику рисования красками гуашь — рисовать кончиком кисти на объёмной форме, выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

• Расширить и систематизировать знания детей о дымковской росписи.

• развивать художественно — эстетическое восприятие, творческую активность, эстетические чувства (ритма, цвета, композиции);

развитие личностных качеств: активность, любознательность.

• Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

• Вызывать положительный эмоциональный отклик, чувство восхищения произведениями народных мастеров.

Методы и приемы:

• наглядные (рассматривание дымковских игрушек, рассматривание орнамента дымковской росписи, ИКТ);

• словесные (рассказ, объяснение, беседа, вопросы);

• практические (рисование узоров дымковской росписи детьми, метод поощрения)

Материал и оборудование: выставка работ, объемные побеленные дымковские петушки, для расписывания вылепленные детьми на занятии по лепке, подставки для петушков, палитра, краски гуашь, кисти (тонкие, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки, фартуки, нарукавники для работы,

— Беседа по теме: «Народные промыслы».

— Рассматривание и обследование дымковских игрушек.

— Рассматривание альбомов о дымковских игрушках.

— Прорисовка элементов росписи предметов народного промысла.

— Лепка петуха и забеливание его белой гуашью.

— Рисование узоров дымковской росписи.

Словарная работа: «роспись», «ярмарка», «торги», активизация слов (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Ход проведения ООД:

Дети заходят в группу под музыку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Предлагаю пожелать им доброго утра (все вместе)

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Мы навстречу Вам откроем

И ладошки и сердца.

Пусть тепло всем в мире будет,

Улыбаются пусть люди.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз вспомним о народном промысле. Вы согласны?

Воспитатель: Мы отправимся на выставку дымковской игрушки. Расписные игрушки делали в слободе Вятке очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье.

Посмотрите как здесь красиво!А как много разных игрушек: барышни, петушки! Давайте их рассмотрим. Какие они все яркие, красивые и очень разные! Но, все-таки у них есть что — то общее! Что, как вы думаете, ребята?

Дети: Они расписаны одинаковыми узорами.

Воспитатель: Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские.

Воспитатель: Правильно, дымковские. Перечислите названия игрушек, которые представлены на выставке.

Дети: Мы видим барышню, индюка, петушка и лошадку, курочку, водоноску.

Воспитатель: Из какого материала делают игрушки народные мастера в селе Дымково?

Дети: Из красной глины, которую брали на берегу реки Вятка.

Воспитатель: Значит, игрушки, какие?

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, элементы росписи характерные для дымковской игрушки?

Дети: Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы.Воспитатель: Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?

Дети: Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.

Воспитатель: Правильно, а как можно назвать эти цвета одни словом, какие они?

Дети: Эти цвета можно назвать яркими, нарядными, праздничными.

Воспитатель: Вспомните, какими приёмами выполняются узоры в дымковской росписи?

Дети: Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу.

Воспитатель: Правильно ребята, узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные. Обратите внимание, один петушок расписан только с одной стороны, как вы думаете, что же нам необходимо сделать, чтобы он тоже стал таким же ярким и красивым как остальные игрушки?

Дети: Расписать его с другой стороны.

Воспитатель: Правильно и для этого я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку. У вас на столах тоже находятся петушки, которых тоже необходимо расписать. (дети проходят, рассаживаются за столы, где находятся все необходимые материалы и заготовка вылепленного петушка).

Воспитатель: Расскажите последовательность изготовления нашей заготовки.

Мастер класс «Глиняная игрушка» / часть 2 роспись

Дети: Вначале мы вылепили петушков из глины, высушили, побелили белой краской.

Воспитатель: А теперь я предлагаю расписать наших петушков, так, как это делали народные умельцы,но для начала давайте превратимся в настоящих мастеров: наденем фартуки и нарукавники.

Воспитатель: Расписывать мы начнем с мелких деталей, а именно с гребешка, клюва, бородки. Раскрасим красным цветом гребешок, бородку, а клюв желтым цветом.

Воспитатель: Затем раскрасим хвост, узор на нём идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов с помощью ватной палочкой. Крылья и подставку удобнее расписывать кисточкой потолще. Расписывать петушка необходимо с двух сторон одинаково, не забывать поворачивать игрушку, чередуя узор. Нужно быть аккуратно, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.

(дети приступают к работе (звучит музыка)

Физкультминутка «Петушок»

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. У всех получились замечательные красивые петушки. Давайте поставим наших петушков и создадим свою выставку. Полюбуйтесь, какие получились красочные и аккуратные дымковские петушки.

Воспитатель: Рита, какие элементы росписи ты использовала для своего петушка?

Дети: Кружочки, точки, прямая линия, волнистая линия, клетка, решётка.

Воспитатель: Ребята, какие вы использовали цвета в своей работе?

Дети: Называют те цвета, которые использовали при расписывании игрушки.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, какой петушок самый яркий, праздничный? (Дети объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной петушок.)

Воспитатель: А какое у Вас настроение после того как вы расписали игрушки?

Дети: Хорошее, радостное, замечательное, жизнерадостное, превосходное, чудесное настроение.

Видео урок №32 Дымковская роспись «Петушок»

Воспитатель: Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие в мир искусства вам понравилось.

Дымковская роспись. Мастер-класс «Юбка для барышни» Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер- класс по Дымковской росписи. Выполняли работу детки с ОВЗ из подготовительной группы. Для.

Дымковская игрушка Урок 2

Фотоочерк «Музей петуха в Петушках» Добрый вечер, дорогие коллеги! Очень давно я хотела посетить музей петуха в городе Петушки. Находится он далековато, но сегодня появилась.

Конспект НОД «Дымковская игрушка» Цель: — Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (дымковская роспись). Задачи: образовательные:.

Конспект НОД по изобразительной деятельности. Декоративное рисование «Роспись дымковского петуха» в старшей группе Конспект непрерывной образовательной деятельности по изобразительной деятельности: Декоративное рисование «Роспись дымковского петуха» в.

Дымковская игрушка. Мастер класс 2. Работаем с красками.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня» Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Костюм Петуха Костюм Петуха. Мы работаем с детьми раннего возраста. Хоть они ещё и маленькие, но очень любят праздники и развлечения. А чтобы у детей.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись» Мастер- класс «Дымковская игрушка птичка-свистулька» Часть2. Роспись. Автор: воспитатель средней группы дошкольного отделения №5 ГБОУ СОШ.

Мастер-класс в младшей группе «Дымковская роспись» С младшей группы мы знакомим детей с русским народным творчеством. Сегодня я покажу вам как у нас проходят такие занятия. Тема данного.

Новый, 2022 год — год красного огненного петуха Не за горами новый 2022 год. Символом Нового 2022 года по восточному календарю станет красный огненный петух. 2022 год предоставляет большие.

Мастер-класс: роспись глиняной игрушки «Колокольчик» 18.12.2015

Оцените статью
Моё хобби - рукоделие!