Мастер-класс Кувадки. Народные куклы своими руками

Краткое содержание:

Кувадки. Народные куклы своими руками

Этот мастер-класс я предлагаю для самых начинающих, для самых юных, для мам, которые занимаются творчеством со своими детьми.
Вы знаете, что раньше мотать кукол девочки начинали с 4-5 лет? Первую дочь учила мама или бабушка; младших — старшая сестра. А у нас часто дети младшего школьного возраста не умеют шнурки на обуви завязать. А между тем все мамы знают, какое важное значение в развитии ребенка имеет мелкая моторика пальцев.
Свое название куколки-кувадки (или куватки) получили от обряда «кувада». Этот обряд совершал отец рождающегося ребенка. Во время родов, которые обычно происходили в бане, будущий папаша находился в предбаннике и был занят очень важным делом — обеспечивал защиту от нечистой силы. Очень трудно современному человеку без улыбки читать о том, как он это делал. В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.
Постепенно этот обряд стал сходить на нет (видать, поняли наши предки, что не такие дураки эти злые духи и отличить живого ребенка от куклы они все-таки умеют). К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.
Ну, не знаю, как кувадки отгоняли злых духов, а в развитии ребенка они играли очень большое значение. Для изготовления кувадок используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечетным.
Вот и я взяла пять разных тканей и сделала из них заготовки для куколок.

Для создания одной куклы нужно два лоскута: квадрат со стороной в длину указательного пальца и прямоугольник длиной в длину ладони и шириной в ширину ладони.

Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Ее легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который ее носил. Мы же для кукол используем не настолько ветхую ткань, поэтому я лоскуты отрезала ножницами, что является допустимым — до того, как мы начали мотать куклу, ткань резать можно.
Теперь берем квадрат и начинаем его сворачивать:

Мастер-класс. Кукла-оберег Кувадка

Нижний край подгибаем (чтобы не выбивались нити ткани):

И докручиваем валик. После чего завязываем нитью края этой скруточки:

Это руки нашей куколки.
Теперь берем прямоугольник. Мысленно делим лоскут пополам по его длине. Подгибаем ткань с обеих сторон к середине (по изнанке):

Накладываем обе стороны друг на друга:

и перегибаем эту заготовку пополам:

Теперь нитью обматываем шею (тем самым формируя голову куклы), но нить не обрываем:

Снизу вставляем руки и мотаем обережный крест, закрепляя руки и формируя талию. Обережный крест — это такой вид намотки, когда спереди у нас получится крест, а сзади креста не будет:

Вот и все — кувадка готова! Проще не бывает! Делаем остальные четыре куклы по той же методике:

Теперь я скрутила шнур и пропустила его через голову каждой куколки:

Этих кувадок можно подвесить над кроваткой малыша или в его коляске. Ребенок будет учиться фокусировать зрение. И просто радоваться ярким игрушкам, которые несут тепло ваших рук.
Эти кувадки — среднерусские. Не более сложно делаются тульские или вятсякие. Я вас с ними сейчас тоже познакомлю.
Тульская кувадка.
Здесь я решила поступить по всем канонам и ткань для куклы рвала.

Размеры лоскутов также определяются ладонью.
Руки тульской кувадки делаются также, как и у среднерусской. А вот голова делается совсем по другому принципу. Центральную часть прямоугольного лоскута скручиваем и сворачиваем кольцом:

Обматываем шею нитью, не обрывая ее. Вставляем руки и вяжем обережный крест.

Тульская кувадка получается в пышной юбочке.
Вятская кувадка.
Размеры лоскатов те же.

Берем квадратный лоскут, сгибаем его по диагонали и делаем скрутку от угла к этой самой диагонали:

Из этого валика сворачиваем кольцо вот таким образом:

Собираем складками прямоугольный лоскут и пропускаем его через это кольцо:

Теперь мотаем обережный крест, формируя шею и талию:

Вот такие кувадки я нашла в сети. Возможно, есть и другие их разновидности.
Но сейчас я хочу сказать о том, что на основе техники изготовления кувадок делается много других куколок. Не буду расписывать весь процесс создания куклы Долюшка, но покажу фоторепортаж. И вы сразу узнаете знакомую технику:

Спасибо большое за внимание. Всем творческих успехов! Пусть ваши куколки радуют вас и ваших близких, пусть они приносят вам счастье!

Куклы народные своими руками – пошаговые инструкции, как делать славянскую тряпичную куколку и видео урок создания мотанки для начинающих поэтапно

Кувадки. Народные куклы своими руками

Этот мастер-класс я предлагаю для самых начинающих, для самых юных, для мам, которые занимаются творчеством со своими детьми.
Вы знаете, что раньше мотать кукол девочки начинали с 4-5 лет? Первую дочь учила мама или бабушка; младших — старшая сестра. А у нас часто дети младшего школьного возраста не умеют шнурки на обуви завязать… А между тем все мамы знают, какое важное значение в развитии ребенка имеет мелкая моторика пальцев.
Свое название куколки-кувадки (или куватки) получили от обряда «кувада». Этот обряд совершал отец рождающегося ребенка. Во время родов, которые обычно происходили в бане, будущий папаша находился в предбаннике и был занят очень важным делом — обеспечивал защиту от нечистой силы. Очень трудно современному человеку без улыбки читать о том, как он это делал. В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.
Постепенно этот обряд стал сходить на нет (видать, поняли наши предки, что не такие дураки эти злые духи и отличить живого ребенка от куклы они все-таки умеют). К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.
Ну, не знаю, как кувадки отгоняли злых духов, а в развитии ребенка они играли очень большое значение. Для изготовления кувадок используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечетным.

Для создания одной куклы нужно два лоскута: квадрат со стороной в длину указательного пальца и прямоугольник длиной в длину ладони и шириной в ширину ладони.

Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Ее легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который ее носил. Мы же для кукол используем не настолько ветхую ткань, поэтому я лоскуты отрезала ножницами, что является допустимым — до того, как мы начали мотать куклу, ткань резать можно.
Теперь берем квадрат и начинаем его сворачивать:

Нижний край подгибаем (чтобы не выбивались нити ткани):

И докручиваем валик. После чего завязываем нитью края этой скруточки:

Это руки нашей куколки.
Теперь берем прямоугольник. Мысленно делим лоскут пополам по его длине. Подгибаем ткань с обеих сторон к середине (по изнанке):

Накладываем обе стороны друг на друга:

Мастер-класс «Кукла Кувадка»

и перегибаем эту заготовку пополам:

Теперь нитью обматываем шею (тем самым формируя голову куклы), но нить не обрываем:

Снизу вставляем руки и мотаем обережный крест, закрепляя руки и формируя талию. Обережный крест — это такой вид намотки, когда спереди у нас получится крест, а сзади креста не будет:

Вот и все — кувадка готова! Проще не бывает! Делаем остальные четыре куклы по той же методике:

Теперь я скрутила шнур и пропустила его через голову каждой куколки:

Этих кувадок можно подвесить над кроваткой малыша или в его коляске. Ребенок будет учиться фокусировать зрение. И просто радоваться ярким игрушкам, которые несут тепло ваших рук.

Размеры лоскутов также определяются ладонью.
Руки тульской кувадки делаются также, как и у среднерусской. А вот голова делается совсем по другому принципу. Центральную часть прямоугольного лоскута скручиваем и сворачиваем кольцом:

Обматываем шею нитью, не обрывая ее. Вставляем руки и вяжем обережный крест.

Тульская кувадка получается в пышной юбочке.
Вятская кувадка.
Размеры лоскатов те же.

Берем квадратный лоскут, сгибаем его по диагонали и делаем скрутку от угла к этой самой диагонали:

Из этого валика сворачиваем кольцо вот таким образом:

Собираем складками прямоугольный лоскут и пропускаем его через это кольцо:

Теперь мотаем обережный крест, формируя шею и талию:

Вот такие кувадки я нашла в сети. Возможно, есть и другие их разновидности.
Но сейчас я хочу сказать о том, что на основе техники изготовления кувадок делается много других куколок. Не буду расписывать весь процесс создания куклы Долюшка, но покажу фоторепортаж. И вы сразу узнаете знакомую технику:

Спасибо большое за внимание. Всем творческих успехов! Пусть ваши куколки радуют вас и ваших близких, пусть они приносят вам счастье!

Веснянка — традиционная народная кукла своими руками

Веснянки продолжали свой весенний хоровод. Я их делала-делала, раздаривала друзьям и знакомым с пожеланиями хорошей весны. В какой-то момент я не удержалась, и сфотографировала последовательность приготовления. Получился самый настоящий мой первый мастер-класс! Вот он. Многабукв не будет, из фотографий, мне кажется, все понятно. Дарю всем, и желаю хорошей весны!
1. Набор материалов. Размеры тряпочек такие (в см):
— скатка (тело+голова), бел., 35х12 — 1 шт.;
— платье, цв., 35х15 — 2 шт. (два отреза, потому как юбки две — нижняя и верхняя. нижнюю лучше однотонную).
— рукава, цв., — 1 шт. 12х16
— фартук, однотонн. — 1 шт. 9х7.
Плюс тесьма, нитки красные типа ирис, синтепух, нитки желтые (рыжие, красные, золотые, любые яркие) для волос (типа вязальные).

2. Делаем тельце: складываем ткань к середине. Это называется скрутка. Шарик синтепуха для головы в складку ближе к центру прячем.

3. Формируем голову: скрутку сворачиваем пополам, выпуклость сверху. Делаем волшебный жест: нитку прижимаем крепко большим пальцем. Это базовая постановка для завязывания узлов — всегда сначала прижимаем нитку большим пальцем, и только потом начинаем оборачивать. Так женщина включает свою силу и волю (их символизирует большой палец), и начинает творить.

4. Все заметили волшебную палочку? Это важный инструмент в руках рукодельницы. Этой палочкой расправляют складки, подтыкивают нити, правят узелки. Раньше ее делали из колышка. Я использовала палочку для суши, заточив ее в точилке для карандашей.

5. Делаем руки. Подгибаем тряпочку для рук, заглаживаем. Складываем к центру (так же, как и скрутку для тельца). Завязываем края, не забывая волшебный жест — сначала нитку под большой палец и крепко прижать. Заправляем концы нитей волшебной палочкой в складку рукавчика.

6. Соединяем тельце и руки. Вставляем рукава поглубже к горлу. Для объема в складку рукава добавляем немного синтепуха, используя волшебную палочку. Делаем обережный крест.

7. Надеваем нижнюю юбку. Начинаем сзади. Формируем складки, особо не заморачиваясь по их поводу. Потом расправим волшебной палочкой! Следите за поворотом Веснянки в ваших руках. В конце оборота, подровняв концы юбки, ставим нитку под большой палец, крепко прижимаем, — и привязываем нижнюю юбку.

Мастер-класс по изготовлению белорусской народной куклы

8. Надеваем верхнюю юбку. Здесь начинаем спереди. Накрываем тельце тканью по центру и от середины формируем складки, двигаясь от центра назад. Возможно, вам удастся заложить складки от центра в разные стороны. Рассмотрите это на фото. Привязывать верхнюю юбку начинаем сзади, поставим волшебный жест — нитку крепко прижимаем большим пальцем. Обращаю внимание, что край верхней юбки — почти вровень с подбородком Веснянки. Так надо. Это такая типа оборка. Чтобы рукавам было просторно, делаем ножницами на юбке небольшие надрезы подмышками.

9. Приступаем к волосам. Сначала прверьте как пролазит палец внутрь головы. Затем намотайте на книгу (я использовала коробку из-под DVD) нитки, и разрежьте их с одного края. Затолкайте волшебной палочкой нитки в голову, и расправьте так, чтобы концы были одинаковые.

10. Формируем прическу. Шаг 1. Завязываем ниткой хвост, закругляя веснянкино личико. Кладем ее лицом вниз, просовываем волшебную палочку и отделяем прядку, которая будет закрывать затылок. Эту прядку привязываем к шее красной ниткой. Затем от шеи задираем прядь вверх, и снова привязывем ее в хвост, уже нитью цвета волос.

11. Формируем прическу. Шаг 2. Поворачиваем Веснянку лицом к себе. Просовываем волшебную палочку в волосы, и отделяем прядь, которая будет челкой. Оставшийся хвост связываем нитью.

12. Заплетаем косу. Веснянка лежит на спине, разворачиваем ее ногами вверх, и плетем косу. В конце ввязываем тесьму.

13. Делаем челку.Сначала крепко привязываем прядь к голове. Моя Веснянка запросила почему-то золотой зигзаг. Затем подрезаем челку чисто профессионально — по краям челки волосы длиннее, в центре покороче.

14. Последний штрих — фартучек и пояс. Складки фартучка лучше направить друг к другу к центру. Не забываем волшебный жест — нитку прижимаем большим пальцем, затем оборачиваем вокруг, и завязываем узелок спереди. Красивый пояс бантиком.

14. Готово! Точка опоры Веснянки — коса, за нее и крепим (например, кнопкой к стене). Если брать широко, то волосы — связь женщины с Космосом, и вовсе не на земле ее опора, а в небе. На том, девушки, стоим, и стоять будем.

Свет и любовь вашему дому. Приходи, Веснянка, в каждый дом!

Мастер-класс. Изготовление куклы Кувадки.

Создаем подарочную народную куклу «Бабка Характерная»

Это вятская кукла, она не обережная и не игровая, она подарочная.

Бабку дарили молодой женщине, недавно вышедшей замуж, со словами: «Баба без дела не сидит!». В руках у нее обязательно есть дело — рукоделие. Бабка передавалась как символ мудрости и жизненного опыта. Вздернутый нос у нее получается важный и характерный, требовательный, но в тоже время добрый и смешной. Она многое знает, ворчит по делу и без! Но остается такой родной и мудрой бабулей, руки которой всегда заняты любимым делом!

Кукла выполнена мной в народной технике — мотанка — без шитья. Но кукла не обережная, поэтому допускается и шитье в процессе мотания.

Обычно я мотаю своих кукол на глаз, замеряя все по кукле. Но на фото подложила линейку для примерного размера.

Правила изготовления:

  • хорошее настроение,
  • спокойное состояние,
  • желание творить так, как душа желает!
  • и помните — это ваше творение, и вам решать, как сделать правильно ��

Начать нужно с подготовки материалов:

1. Основная однотонная ткань — тело куклы.

2. Разноцветные ткани на юбку, панталоны, кофту и платок. По желанию, оформить одёжку куклы можно кружевом или тесьмой.

5. Вязаные носочки или валенки для куклы.

6. укоделие в руки бабки (вышивка, вязание, плетение, корзинка и так далее).


Возьмите прямоугольник основной ткани.

Зрительно разделите его на три части. Нижняя часть будет лицом куклы.

Скатайте из ваты небольшой шарик для создания носа куклы. Оберните его тканью и завяжите ниткой, как на фото.

Затем нужно сформировать голову из трети ткани, чтобы нос был чуть выше центра, и завязать ее. Я делаю шарик из остатков лыка, можно из ваты, синтепона или остатков ниток и тканей.

Теперь нужно заняться ногами.

1. Сделайте скрутку из ткани — будущие ноги.

2. Выворотным способом (изнанкой вверх) завяжите ткань на ноге, ближе к будущей ступне.

3. Выверните ткань и перевяжите середину скрутки, сложив под углом в 90 градусов.

Возьмите голову-тело куклы. Остаток (хвостик) ткани сложите пополам, а в середину «кармашка» вставьте ноги, закрепив их ниткой, чтобы получилось следующее:

Сделайте грудь для бабки. Возьмите два квадратика, примерно 7*7 см, скатайте из ваты шарики и оберните их квадратами ткани. Перевяжите полученную заготовку и примотайте на тело куклы.

Теперь можно формировать «выдающееся место» нашей бабули! Мне удобно делать мягкое место из большого круга ткани, в который я положила большой шарик из лыка и закрепила все это ниткой, как подгузник:) Размер шарика может быть гораздо больше, кукла будет выглядеть еще эффектнее!

Теперь можно сделать или сшить панталоны для бабули. Прямоугольником ткани оберните попу куклы и аккуратно оформите края вокруг ног, чтобы нижняя ткань не выглядывала из панталонов.

Настало время приступить к верхней одежде. Сначала делаются руки.

1. Сделайте кулачки по принципу создания груди, только гораздо меньше.

2. Выворотным способом оберните их прямоугольником ткани — рукавами.

3. Выверните ткань.

Закрепите руки под головой куклы, как на фото.

Тем же выворотным способом примотайте прямоугольник ткани, закрывающий грудь бабушки. Такой способ приматывания хорош тем, что все неровные края остаются скрыты ит глаз и создается впечатление, что ткань обшита и пришита к кукле. Выглядит аккуратно и удобно приматывается.

Выверните ткань и закрепите ее на поясе, немного подвернув низ вовнутрь.

Таким же способом сделайте юбку бабке. примерно полметра ткани в длину. Я сшиваю бока еще до того, как закреплю юбку на кукле, остается ее вывернут изнанкой наружу, чтобы она легла на лицо куклы, закрепить на поясе нитью или лентой и опустить вниз юбку лицевой стороной.

На голову повяжите платок. Можно сначала закрепить волосы, как сделала я. Намотайте на руку пучок ниток (у меня акриловые с блеском), перевяжите середину, расположите на голове куклы, закрепите из на шее нитью. Если волосы получились длинные, можно сплести косы, если короткие, тогда спрятать под платок.

Бабуля наша в возрасте, поэтому у нее есть нижний платочек (небольшой прямоугольник ткани).

Осталось утеплить ножки старушки, украсить ее бусами (если хочется) и вручить ей любимое рукоделие.

Бабка Характерная Готова!

Мастер-класс подготовила Мандрыка Ирина «ИРИЯ». Творите и верьте в свои силы! Будьте счастливы и любимы.

Народные куклы своими руками. Многообразие вековых традиций.

Народные куклы своими руками. Многообразие вековых традиций. Мастер-класс с пошаговыми фото

Здравствуйте! Я очень люблю делать различные поделки своими руками, рисовать. Часто участвую в школьных конкурсах. Недавно нам нужно было сделать поделку на тему «Многообразие вековых традиций». Именно этой работой, в которой я сделал народных кукол своими руками из природных материалов, я хочу поделиться с вами.

Для работы мне понадобилось:

  • трава
  • ветки от дерева
  • старый материал разного цвета
  • бусинки
  • картон
  • пробка от бутылки
  • подставка из-под торта
  • клей

Народные куклы своими руками мастер-класс.

Из травы я сделал человечков. Берешь пучок травы, перегибаешь его пополам. Перевязываешь его ниткой. Это будет голова. Затем отделяешь от пучка с двух сторон руки, отрезаешь траву нужной длины для рук. Оставшуюся траву еще раз перевязываешь ниткой немного ниже — это будет туловище. Затем пучок делишь пополам — это будут ноги. Тоже отрезаешь нужную длину.

Теперь приступаем к одежде. Делаем выкройки рубашек и штанов, сшиваем все навыворот, выворачиваем. И надеваем на травяных человечков. Одеваем снизу, начиная с ног.

Приклеиваем глаза из бусин. Придумываем шляпы. И не забываем о поясах для рубашек (в старину мужики ходили подпоясанные).

Наши человечки будут рубить и пилить дрова. Делаем из картона пилу и топор. Из пробки делаем колоду, на которой колят дрова. А из веток дерева делаем козлы, на которых пилят дрова. Еще из веток дерева делаем кучу уже готовых напиленных дров.

Все наши заготовки для композиции клеим на подставку, мы взяли подставку под торт.

Наша поделка из природных материалов «Многообразие вековых традиций » готова.

Автор: Гончаров Денис, (9 лет), Амурская область, г. Белогорск

  • Источник: https://masterclassy.ru/
  • 22.01.2022
  • Просмотров: 12 729

Электронная книга «Лучшие мастер классы по рукоделию».

Для того, чтобы получить книгу, вам нужно просто ввести ваш EMAIL и ИМЯ в форму ниже.

После этого нажмите кнопку “Получить книгу”.

Народная кукла. КУВАДКА среднерусская

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое «спасибо» нажатием на кнопочки ниже:

Многообразие вековых традиций

Анастасия Караганова
Многообразие вековых традиций

С 24 октября по 4 ноября в детском саду открыта выставка поделок из природного материала, традиционно используемого народами Самарской губернии (дерево, солома, глина, кора и береста, птичьи перья, шишки, нитки, ткань, бумага и др). Организатором стала кафедра экологического воспитания «Друзья природы» под руководством Карагановой А. В. Цель выставки: воспитание бережного отношения к природе через активизацию творческой деятельности воспитанников, родителей и педагогов в исконных традициях предков по использованию природных богатств, повышения уровня экологической культуры. На выставке представлено множество творческих работ и композиций педагогов, детей и их родителей. Всех участников благодарим за отражение традиций использования природного материала народами, населяющими Самарский край, за оригинальность использования природных материалов.

Семейные ценности — возрождение традиций и духовной культуры в семье Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как.

Фотоотчет «Сбор макулатуры: возрождение традиций» Высказывание «Собери макулатуру – спаси дерево» известен всем, только каждый вкладывает в него свои эмоции и чувства. Кто-то готов тут же.

Использование культурно-исторических традиций казачества Работая по теме «Приобщение старших дошкольников к культурно – историческим традициям казачества», наш коллектив старается создать стройную.

Концепция развития традиций в МБДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» с. Объячево Утверждена приказом От 20 декабря 2022 года.

Конспект занятия в старшей группе «Многообразие геометрических фигур с использованием игрового комплекта Пертра» Цель: Повышение познавательной активности ребенка,учиться различать основные геометрические формы. Задачи: 1. Расширять знания детей о многообразии.

Культура традиций народов Дагестана. Лезгины. Статья КУЛЬТУРА ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА. ЛЕЗГИНЫ Дагестанская народная педагогика-это часть огромного педагогического опыта, выработанного.

Сценарий праздника к Международному Дню семьи «Солнце семейных традиций» «Солнце семейных традиций» Дети вместе с родителями под песню «Я, ты, он, она» заходят в украшенный шариками, бантиками, сердечками музыкальный.

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА. Хорошавина Ольга Владимировна МАДОУ Детский сад № 10 «Огонёк»г. Бирска Современное.

Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется.

Мастер-класс по изготовлению куклы КУВАДКИ

Значение традиций народной культуры в воспитании детей О значении традиций народной культуры в воспитании детей «МАСЛЕНИЦА» Возвращение к истокам традиционной народной культуры воспитывает.

Народные куклы: виды, история. Русская народная кукла

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Мастер-класс по народной кукле «Вятская кувадка»

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) — игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

Кукла «мотанка».Мастер-класс. Народные куклы, Обереговые куклы мотанки. Muñeca de tela

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.
  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии «ДеАгостини»

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой «ДеАгостини». Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

Оцените статью
Моё хобби - рукоделие!